vadalb (vadalb) wrote in ru_futurama,
vadalb
vadalb
ru_futurama

Categories:
  • Music:

новая «футурама»: лирика и физика

В полнометражной «Футураме» происходит что-то невообразимое и рассудку временами неподвластное. Совершенно очевидно, что создатели сериала за 4 года его отсутствия истосковались по нему необычайно, но и сложа руки всё это время тоже не сидели, а придумали невероятный сюжет, который на самом деле представляет собой множество сюжетных нитей, переплетённых между собой самым безумным образом. Одного просмотра, скорее всего, будет недостаточно просто потому, что трудно удерживать в голове линии развития действия: только начинаешь разбираться в одной, внезапно вклинивается другая, при этом и временная последовательность не соблюдается нисколько, а уж где какой Фрай и вовсе не разобрать. В итоге зритель собирает весь фильм какую-то мозаику в своём сознании, тем самым активно участвуя в действии, что, конечно, не может не радовать. Уже едва ли не в первых кадрах зануда и бюрократ Гермес Конрад остаётся обезглавленным, создатели сериала проезжаются по компании Fox, а ещё чуть позже совершенно голыми на пляже, даже без исподнего, разгуливают все главные герои сериала, не хватает разве что Зеппа Браннигана и его помощника Кифа, но те без исподнего ходят всегда, даже и не на нудистском пляже. Одним словом, начало многообещающее, а продолжение и вовсе космическое.
34.39 КБ


При всём при том, что в названии новой «Футурамы» присутствует имя робота Бендера, фильм, скорее, о том, как, в сущности, несчастен Фрай. Главной интригой всего мультсериала «Футурама» при прочих равных условиях оставался вопрос, даст ли Лила Фраю или не даст. В новом полнометражном фильме, название которого я переводить не берусь, интрига, в общем-то, та же самая при том, что там куча всего ещё есть. В будущем, если верить создателям «Футурамы», мужчины и женщины поменяются ролями (шашни шалавы Эми с зелёным лизунчиком Кифом Крокером, хоть и не представляют ничего существенного, но, в общем-то, доказывают это же), во всяком случае, отношения между полами представлены главным образом конфликтом обворожительной одноглазой красавицы Туранги Лилы и непутёвого парня из дремучего прошлого Филиппа Фрая, вынужденного приспосабливаться к радикально новым условиям существования (Лила, кстати, неслучайно поставлена на первое место). Фрай, хоть и принадлежит к мужскому полу, но выражает более чувственное начало, в первую очередь в силу того, что разумностью природа отяжелила его не слишком, он чистая эмоция. Лила же, напротив, являет собой образец воли, решительности, силы и рассудительности. Фрай обречён любить Лилу безответно, притом, эта необходимость нисколько не озлобляет главного героя, его чувство ещё более утончается, становится значительно сложнее и оттого, должно быть, ещё более ранящим: в конце концов, Лила даже непутевому Зеппу Браннигану, треплу и бездарности, дала, а отличному парню Фраю – нет. Меж тем, Филипп, в отличие от капитана без трусов, ни разу не позволил себе в отношении Лилы никаких вольностей, скабрезностей, грязных намёков, что позволяет сделать вывод о том, что чувство Фрая – действительная и искренняя любовь, пусть даже весьма наивная. И он это много раз доказывает. Таким образом, здесь проводится мысль о том, что даже не сильные в интеллектуальном отношении люди способны на глубочайшие и самые искреннее чувства. В конце концов, именно любовь эгоистичного, по сути, Фрая толкает на подвиги (вспомните, как он не пожалел своей жизни ради спасения Лилы в эпизоде про пчёл и волшебный мёд). Впрочем, не исключено, что неудача Фрая заключается в том, что за тысячу лет понятие о любви изменилось до неузнаваемости, что любовь отныне, в XXXI веке, не является более прерогативой эстетической части души, возможно, любовь обоснована уже научно, что мужья и жёны выбираются теперь посредством вживления чипа в руку, как при приёме на работу, а Фрай просто отстал от жизни. Возможно, создатели «Футурамы» видят такую тенденцию уже сейчас, за тысячу лет?..
37.82 КБ

Но отношение одноглазой красавицы к чуваку из XX в. всё же много сложней. Как известно, Лила очень переживает из-за того, что у неё, как говорится, не складывается личная жизнь. Меж тем, жалости в этом случае она недостойна нисколько – сама виновата. Она предъявляет к мужчинам чрезвычайно завышенные требования, вернее даже, она ищет не мужчину, а некоторую идеальную собирательную модель, прямо как пятнадцатилетняя девочка. Она ждёт принца в колеснице, запряжённой ящерицей, пусть даже он в итоге окажется обманщиком и многожёнцем, или даже того же Фрая, только чтобы он был умным, смелым и решительным при сохранении той же глубины чувства с его стороны. Лила, кажется, не понимает самого существа любви (вернее даже, её беда как раз и состоит в том, что она пытается осмыслить любовь рационально, а не отдаться ей при всём при том, что, на самом деле, дихотомия разума и чувства совершенно дурная, скорее всего, это одно и то же, они не противоречат друг другу); любовь не есть союз двух идеально подходящих друг другу особей, а скорее, даже противостояние, борьба двух неравнодушных друг к другу людей, и именно благодаря этому неравнодушию их существование вместе и возможно. Любящие люди признают друг друга полностью, и поэтому способны справиться с наличием отрицательных качеств друг у друга.

Между прочим, для меня лично совершенно очевидно, что Лила тоже любит Фрая, да и сама она не раз это обнаруживала. Но вот ведь какая штука! Лила каждый раз в такой момент включает разум; и когда у них с Фраем уже почти всё получилось, тогда в ней словно срабатывает какой-то защитный механизм, она тогда думает: «Ну, вот Фрай! Ну да, он неплохой, но ведь он бестолковый какой-то. А вдруг у нас не получится?! Как бы чего такого не вышло». И именно в эту секунду всё летит к чёрту.

Действие "Bender’s Big Score" начинается в 3007 г., Лиле, стало быть, уже 32 года, а мужика под рукой как не было, так и нет; ещё немного и шансов выйти замуж не останется вовсе, потому её новым кавалером становится невзрачный медик Ларс. Фрай в очередной раз остаётся не у дел и отчаивается настолько, что даже перестаёт бояться и пускается в путешествия во времени. Как уже говорилось, Фрай – единственный человек, который по-настоящему любит Лилу, но именно сейчас становится совсем ясно, что и она любит Фрая. Ларс оказывается одной из версий размножившегося в ходе путешествий во времени Фрая, только уже более смышлёного и состоявшегося. Будучи всегда натурой чувственной, Филипп Джей, вернувшись в прошлое, сумел осуществить себя (иначе говоря, стать существенным) в служении великой идеи, заботясь о морском единороге Лилу, Фрай-Ларс, наконец-то, поднялся до уровня самостоятельного мышления. (Товарищи, ей-богу, это какая-то репрезентация диалектики господина и слуги Гегеля перед нами разворачивается!)
34.09 КБ

***

Многие склонны считать, что «Футурама» вторична по отношению к «Симпсонам». Это не так! В действительности, единственное общее место у этих двух сериалов – преобладание верхней челюсти над нижней у героев, что в «Футураме» является, скорее, рудиментом. «Симпсоны» рассказывают истории из жизни, они говорят, как оно всё бывает; «Футурама» же о том, как оно всё может быть, и дело даже не в том, что события происходят в будущем. «Футурама» всегда потрясала своей глубиной чувственного переживания (когда всей душой переживаешь горе Фрая вместе с ним, когда невозможно сдержать слёз в эпизоде про пса Фрая). Можно позволить себе такую параллель: для Мэтта Грёнинга «Симпсоны» и «Футурама» соотносятся примерно, как «Война и мир» и «Анна Каренина» для Льва Толстого» – одно произведение поражает своим масштабом, другое – силой эстетического переживания.

В "Bender’s Big Score" при сохранении глубины чувства появилась ещё и какая-то экзистенциальная глубина. Гениальный французский кинокритик и кинорежиссёр Франсуа Трюффо писал однажды о фильме Жана Кокто «Завещание Орфея», что в нём содержится несколько моментов, которые понятны будут только режиссёрам, поскольку некоторые сцены снимались с большим трудом и потому доставляли большое удовольствие Кокто, а зритель же почти не задумывается, с помощью каких технических средств и умений снимается кино, из-за чего многое от него ускользает. Очевидно, в новой «Футураме» присутствуют сцены, которые также доставляли особое удовольствие её создателям. Могу себе представить, как им было приятно поставить Бендера в такое же положение в прошлом, в каком был Фрай, едва оказавшись в Новом Нью-Йорке образца 2999 года (да-да, именно тот эпизод, где Бендер пытается покончить с собой в телефонной будке). Вообще сценаристам «Футурамы» нравится объяснять свои предпосылки, так, в частности, в последнем фильме они открывают, как окаменела собака Фрая и как именно был разрушен старый Нью-Йорк, пока Фрай хранился в криогенной камере. Но в этой своеобразной игре, в этом разветвлении сюжета, когда к уже существующим деталям сюжета «допридумываются» новые, возникает нечто существенное и новое, а именно – «Футурама» добирается до бытия!
22.26 КБ

Относительно "Bender’s Big Score" можно говорить о многом: о сюжетном повороте с исходом из Земли и бегстве на Плутон, о давлении информации, которой уже и сейчас слишком много, да мало ли о чём ещё. Всё это так, но это только внешнее (неужели вы поверите творческим людям, что они говорят действительно то, что хотят сказать!?) Можно искать сюжетные нестыковки, спрашивать, каким образом Фрай сумел на бегу прочитать шифр на своей жопе да ещё и с зеркальцем, отражающем цифры наоборот, к произведениям в жанре фантастики вообще резонно задавать разного рода вопросы, поскольку строятся они на тех или иных допущениях. И благодаря некоторым таким вопросам, выходишь к действительно важным проблемам. Например, как получилось так, что возникло несколько Фраев и огромное количество Бендеров? Это всё понятно, Фрай возвращается в прошлое и встречает там сам себя замороженного, но откуда же удвоилась сущность, из чего возникла новая материя? Можно предложить вариант решения, тесно связанный с проблематикой античной философии: вспомним тезисы Гераклита Эфесского «Всё течёт, всё изменяется. В одну реку нельзя войти дважды». Согласно им, если вас спрашивают, где вы были вчера в это же время, то вы должны ответить «Не знаю», поскольку вчера вас ещё не было, за день вы изменились и уже совсем не такой, как были вчера. Поэтому, по Гераклиту, мы видим несколько разных людей, а не размножение Фрая, не удвоение бытия. Если же верить Эйнштейну, то путешествия в прошлое в принципе невозможны.

Это только один из возможных случаев. В новой «Футураме» много пространства для разного рода серьёзных рассуждений. Мультфильм вышел на такой уровень, что иногда становится страшно, не исключено, что так именно в нём мы узнаем, скажем, точную дату Конца Света, поскольку «Футурама» теперь окончательно становится сверхинтеллектульным произведением, затрагивающим самое главное совершенно нетривиальным образом. И пугающий финал “Bender’s Big Score” в духе кубриковской «Космической Одиссеи» - лишнее тому подтверждение. То ли ещё будет!
70.26 КБ


Subscribe

  • FAN-O-RAMA - A Futurama Fan Film

    Подробности здесь.

  • Happy Robanukah!

    С Ханукой всех поздравляет робот-сгибатель! :))) майка с картинкой продаётся :)

  • A Big Piece of Garbage

    если кому интересно, то тут можно почитать про события 20-го века, описываемые в этой серии. с фотографиями =)

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments

  • FAN-O-RAMA - A Futurama Fan Film

    Подробности здесь.

  • Happy Robanukah!

    С Ханукой всех поздравляет робот-сгибатель! :))) майка с картинкой продаётся :)

  • A Big Piece of Garbage

    если кому интересно, то тут можно почитать про события 20-го века, описываемые в этой серии. с фотографиями =)